Как сделать фотожурнал в виде пачки снимков

Решив сделать нетипичный фотожурнал, московские фотографы Юлия Роднина и Александр Рудаков придумали Oh!Sheet — издание без текста, которое может служить портативной выставкой или коллекционной подборкой.

Как сделать фотожурнал Юлия Роднина задумывалась ещё в 2008 году, когда ушла из издания Digital Photo, где работала бильд-редактором. Знаний и опыта хватало, но не было ни инвестиций, ни бизнес-плана, ни команды, поэтому пять лет идея витала в воздухе. Дело сдвинулось в 2013-м, когда Юлия поделилась мыслями о журнале со своим приятелем, организатором Фестиваля уличной фотографии Александром Рудаковым. Совместными усилиями они подготовили первый номер Oh!Sheet, который напечатали небольшим тиражом, а сегодня работают уже над третьим выпуском.

Как сделать фотожурнал

Идея

Журнал посвящён любительской фотографии, предполагающей некий поиск, взгляд на привычные вещи в необычном ракурсе. «Ведь не студийная съёмка, а именно любительское фото двигает историю фотографии. Нам интересны снимки, которые мы не видим в печати и на выставках отчасти потому, что они другие. Хотелось сделать журнал про это самое другое фото», — объясняет Юлия.

Следуя изначальной задумке делать фотожурнал, идейно отличающийся от других изданий, авторы проекта решили уйти от привычной редакции. Так, например, в Oh!Sheet нет главреда в традиционном понимании, что позволяет обходиться без одноообразных писем редактора в каждом номере. Вместо этого для работы над каждым новым выпуском Юлия и Александр собираются приглашать кураторов, вкусу которых доверяют.

Формат

Журнал решили всецело посвятить фотографии, то есть сфокусироваться на самой сути, не писать о приёмах фотографирования и вообще отказаться от каких-либо статей. В итоге пришли к предельно лаконичному формату: выпуск представляет собой стопку из 50–60 фотографий размером 20х15 см и пару страниц с представлением авторов. Всё это упаковано в картонную коробку.

Как сделать фотожурнал Oh!SheetНетипичная подача оказалась выигрышной и в производстве (работу может осилить команда из двух человек, без серьёзного бюджета и редакционного штата), и в творческом плане.

«Издание получилось очень «фотографическим», внешне оно напоминает портфолио фотографа и может служить как портативной выставкой, так и настольным слайд-шоу — каждый день смотришь новую фотографию, — говорит Александр Рудаков. — С концепцией и дизайном нам помог Александр Асташов. Вместе с ним и название придумали. Просто перебирали слова и кто-то сказал: «Может быть, лист бумаги — sheet?». — «Но ведь будет восприниматься как Oh, shit!». — «Ну так классно же — Oh!Sheet!». Так у артового журнала появилось название с хулиганским оттенком».

Первый номер

Стать куратором первого выпуска фотожурнала Oh!Sheet про уличную фотографию пригласили украинского фотографа Михаила Педана. Звонили без надежды на успех, понимая, что не каждый мастер с опытом и именем согласится сделать фотожурнал, да ещё без гонорара.

Фотожурнал

«На тот момент мы даже сами не понимали, насколько попали в точку, — вспоминает Юля Роднина. — Миша занимался именно уличной фотографией, тема была ему интересна, он согласился и подключил — опять же, на бесплатной основе — команду фотографов, чьи работы также вошли в первый выпуск: Марию Войнову, Юрия Салабая, Валентина Бо и Дмитрия Орлова. Получилось по десять фото от каждого из пяти авторов».

Затем начались производственные сложности. Например, было трудно найти типографию, которая согласилась бы напечатать за разумные деньги 70 наборов по 50 фотографий. Большие типографии такие тиражи не интересовали. Выручил сервис печати Nemakulatura.ru, специализирующийся на издании малотиражных книг и альбомов. Изготовителя коробок — крафтовых, качественных, но недорогих — тоже нашли не сразу. После пришлось вникать в логистику: как забрать, куда отвезти.

Реакция

Фотожурнал Oh!SheetПервый номер Oh!Sheet Юлия и Александр представили коллегам и узкому кругу любителей фотографии 15 ноября 2013 года в московской галерее «Гринберг». Часть тиража разошлась на презентации, остаток за две недели раскупили те, кто что-то слышал о проекте и ждал выпуска, и те, кто увидел журнал у друзей. Его цена тогда составляла 700 рублей (примерно $20).

Тогда же Михаил Педан свозил один номер на фотовыставку Paris Photo. Французским фотографам проект понравился и удивил низкой, по их мнению, ценой.

Через полгода вышел второй номер Oh!Sheet, чуть большим тиражом — 100 наборов. Подыскать ещё одного куратора, который разбирался бы в любительской фотографии и хотел бы о ней что-то сказать, авторам проекта на этот раз не удалось, поэтому они сами взялись за наполнение номера.

В него вошли 54 снимка, которые Юлия и Александр вместе с фотографом Андреем Гордеевым отобрали из конкурсных работ Фестиваля уличной фотографии. На нём же и представили второй Oh!Sheet. Выпуск постепенно разошёлся — по коллекционерам и поклонникам фотографии из разных стран.

Сделать фотожурнал

Формат издания подразумевал, что его можно держать на столе и перелистывать время от времени, а можно развесить фотографии в рамочках на стенах — кому как больше нравится.

«Внятной статистики, кто как использует журнал, у нас нет, но по ощущениям чаще всего он остаётся на полке, чтобы сохранить весь номер в целости, — рассказывает Александр Рудаков. — Более того, некоторые покупают сразу два экземпляра, чтобы один открыть и наслаждаться, а второй убрать подальше, не распечатывая, в коллекционных целях».

Перспективы

Издатели Oh!Sheet считают, что проект не ушёл в минус, поскольку всю работу они делали сами или с помощью друзей. Если бы за создание сайта и прочие услуги пришлось платить, первый номер был бы глубоко убыточным или слишком дорогим. Цена же в $20 (невысокая для коллекционного арт-проекта) позволила распродать тираж и выручить средства на выпуск второго номера.

Третий номер Oh!Sheet должен появиться осенью 2014 года. Сейчас, как объясняет Юлия, проект движим их желанием показывать альтернативу — пусть маленьким тиражом, пусть пока узкому кругу ценителей фото, — показывать чуть больше, чем показывают журналы о фотографии и галереи. Но в их дальнейших планах — увеличение тиража, налаживание сотрудничества с арт-магазинами в России и других странах.

«У нас очень маленькая маржа по издательским меркам. Поэтому нам необходимо увеличить тираж хотя бы до тысячи экземпляров, чтобы проект был окупаем. В то же время мы трепетно относимся к тиражу — например, не допечатываем, чтобы уже проданные экземпляры сохраняли коллекционную ценность, — объясняет Александр Рудаков. — Расширение аудитории возможно, потому что сам формат пригоден для всевозможных форм визуального искусства, но об этом мы пока не думаем».

Источник: Bird in Flight.

Теги: , .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *